История города-оазиса началась 6000 лет назад
Ничто так не напоминает арабу рай, как сирийская столица Дамаск. Его старые восточные кварталы среди садов, растущих на плодородных землях у подножия Антиливанских гор, издавна воспевались поэтами. О пророке Магомете говорят, что он отказывался идти в Дамаск, утверждая, что у человека может быть только один рай и что он находится на небесах. Основатель религии должен был прервать свой путь в Дамаск в его южном пригороде Аль-Кадаме, но после его ухода долго оставались видимыми его следы.
Своим процветанием Дамаск обязан реке Барада, которая, протекая между горами и пустыней, дала возможность возникнуть в этом месте цветущему оазису. Уже шесть тысяч лет назад в этом райском уголке, изобиловавшем водой, появились первые поселенцы. Община росла, вскоре здесь возникла деревня, превратившаяся позже в город. Едва ли можно найти на Земле другой город со столь длительной непрерывной историей. Арабские историки считают Дамаск колыбелью городской культуры, возникшей задолго до появления больших европейских столиц.
Сцена библейских сюжетов
Бесчисленные легенды связаны с этим библейским местом и священным городом ислама. Праотец Авраам родился в Дамаске, здесь Каин убил своего брата Авеля, и здесь святой Ананий вернул Савлу способность видеть, превратив его в верующего Павла.
Великие культуры Средиземноморья оставили свои неизгладимые следы в архитектуре окруженного холмами оазиса. Арамеи построили на берегу реки Барада святилище своего бога Хадада. Римляне воздвигли здесь храм Юпитера, христиане строили церкви. Если бы кто-то захотел начать раскопки под семивратными стенами древнего города, то он нашел бы под землей следы ассирийцев, вавилонян, персов и греков, и это далеко не все, оставившие след в истории Дамаска.
С 636 года город начал развиваться как религиозный и духовный центр ислама. Византийские храмы были вытеснены мечетями и медресе — теологическими школами новой религии. Наивысшей точкой расцвета цивилизации города стало строительство в 1154 году больницы Маристан-Hypu, самого передового медицинского учреждения своего времени. В то время как в Европе можно было с трудом отыскать единичные дома призрения, в которых умирающие находили лишь духовное утешение, больница Дамаска имела постоянный штат врачей, библиотеку медицинской литературы и специализированные отделения: хирургическое, ортопедическое, отделение для лихорадящих больных и для душевнобольных. В отличие от полуночных стран, медицина в Дамаске не носила религиозного характера, а подчинялась светским установкам.
Среди сутолоки и суеты старого города, где можно купить знаменитый дамасский клинок или изящные золотые украшения, стоят сегодня в тесном соседстве десяток прославленных сооружений, построенных в утонченном арабском стиле.
Самым значительным памятником исламской архитектуры можно считать мечеть Омейядов, воздвигнутую в VIII веке на месте римского храма Юпитера.
На внутреннем дворе выделяется опирающийся на шесть колонн шестиугольный дом с византийскими украшениями; под его круглым куполом раньше располагалась сокровищница города. В молитвенном зале мечети находится реликвия, священная как для христиан, так и для магометан: голова, якобы принадлежавшая св. Иоанну Крестителю, который в исламе почитается как пророк Яхья.
|