Церковь паломничества «Виз» (в переводе на русский язык означает «луговая») считается чудом немецкой архитектуры, излучающей радость.
С чего же началось это чудо? В июне 1738 года Мария Лори поставила деревянную скульптуру в свою комнату и начала молиться. Эта скульптура представляла собой Христа у столба пыток. Она долгое время находилась в верхнебаварской деревне Штайнгаден, и ее брали с собой на процессию Страстной пятницы, но ничего особенного в ней никто не замечал. Но вскоре одна крестьянка из Виза поведала о чудодейственной силе исцеления этой скульптуры, а также и о том, что само изображение истязаемого спасителя проливало слезы.
Благостное известие распространилось очень быстро, и к чудотворной иконе стали стекаться такие толпы паломников, что настоятель монастыря деревни Штайнгаден Гиацинт Гаснер принял решение построить здесь красивую церковь. Строительные работы начались в 1745 году, а когда через 9 лет церковь была освящена, то все увидели чудо - в середине лужайки у подножья Альп стояло одно из самых совершенных произведений искусства баварского рококо.
Настоятель Гиацинт Гаснер не дожил до завершения строительства церкви своей мечты - он скончался в начале строительных работ. Его преемник, настоятель Мариан Маир, зорко следил за ведением строительства, но похоже, что деньги для него не играли никакой роли: первоначально на строительство церкви было выделено 8000 гульденов, однако в действительности эта сумма возросла до громадных размеров - 180 000 гульденов. Под давлением баварского курфюрста Макса III настоятель Мариан должен был оставить свою службу, но работы по строительству паломнической церкви баварский курфюрст не прервал, и они были доведены до конца. Руководство строительством было поручено известному архитектору и скульптору Доминикусу Циммерманну, которому помогал его брат - художник и мастер по фрескам Иоганн-Баптист.
Концепция Доминикуса Циммерманна предусматривала возвести паломническую церковь как овальное центральное строение, а внешний фасад выдержать в стиле простых форм. Там, где проходит граница с клиросом, предусматривалось специальное отдельное место для чудотворной иконы Мученичества Спасителя. Такая форма проекта была в то время очень популярной для паломнических церквей, поскольку верующие по предусмотренному заранее маршруту могли, никому не мешая, пройти мимо почитаемой чудотворной иконы. Архитектор уделил особое внимание гармонической согласованности формы, цвета и света. Внутри церкви было построено 20 высоких окон, через которые в церковь вливался радостный поток света.
Восемь двойных колонн держат на себе огромный свод, обрамленный скульптурными изображениями. Этот свод символизирует божественное Небо и, подобно дорогому драгоценному камню, вставлен в оправу из парчи, пронизанной золотыми нитями, из гирлянд рокайлей и виньеток. Нарисованные фрески, создающие иллюзию реальности, предлагают молящимся все новые и новые неожиданности и сюрпризы. В центре Неба они видят Христа-Спасителя, который, сидя на радуге, символизирующей связь между Богом и человеком, предвещает людям Божественную милость. Крылатые ангелы мчатся по Небу в стремительном веселье. Еще не пробил час Страшного Суда, и трон Мирового судьи еще пуст, а ворота в рай закрыты. Всеми милостями встречает Спаситель тех, кто ведет свою жизнь в вере и смирении - именно это послание с изображения наверху проповедуется паломникам церкви «Виз». Беспрепятственно скользит взгляд от главного нефа церкви к примыкающему клиросу и святому центру - двойному высокому алтарю и иконе-скульптуре Истязание Спасителя.
Проломы и просечки в стенах, скульптуры, роскошные скульптурные сиены и живопись, изображающая мир иллюзий, - все это в переплетающемся многообразии форм, линий и красок создает впечатление, что пространство начинает раскачиваться в музыкальных тактах. Как и в главном нефе, Иоганн-Баптист Циммерманн составляет главный цветовой аккорд из трех цветов: белого, голубого и золотого, но к ним прибавляется еще интенсивный теплый красный цвет, исходящий от скульптурно-мраморных колонн по бокам углубления, где находится главная икона. Этот цвет символизирует кровь, которую пролил Христос во имя спасения человечества.
Только лишь в двадцатые годы церковь «Виз» была открыта как произведение искусства. С тех пор она является не только целью паломников, но и еще в большей степени объектом притяжения для туристов. И хотя фрески принадлежат к самым стойким материалам живописи, церковь «Виз» в период с 1985 по 1990 год подверглась очень тщательной и серьезной реконструкции, поскольку испарения людей, приезжающих в туристических группах, пагубно отразились на красках и повредили их.
|